Современная лабораторная практика

Печатный орган Регистра системы сертификации персонала (РССП)

Журнал издается с 2008 года

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-32247
от 09.06.2008г ISSN 2072-3199

Заведующий Международным научно-образовательным центром технического регулирования, стандартизации и метрологии Высшей Школы Экономики
Кому война, а кому мать родна: Росаккредитация под эгидой борьбы с COVID-19 монополизирует рынок аккредитации

В самый разгар эпидемии Министерство экономического развития Российской Федерации 15 апреля 2020 года издало приказ № 229 (далее – Приказ № 229), разработанный Федеральной службой по аккредитации, в соответствии с которым были установлены особенности рассмотрения Федеральной службой по аккредитации подаваемых в 2020 году заявлений об аккредитации или расширении области аккредитации, изменения места осуществления деятельности, в том числе особенности отбора экспертов по аккредитации.

Даже поверхностное ознакомление с содержанием указанного Приказа дает все основания для вывода о нарушении антимонопольного законодательства и возведении «особо приближенной» структуры (Федеральное автономное автономное учреждение «Национальный институт аккредитации» - ФАУ «НИА») не сколько в ранг «первый среди равных», а скорей «единственный и неповторимый».

Не смотря на положения Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, согласно которым федеральным органам исполнительной власти прямо запрещено создавать дискриминационные условия и необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе путем принятия правовых актов, приказом Минэкономразвития России от 14.04.2020 № 229 установлено ограничение на участие экспертов по аккредитации в процедурах аккредитации, если они не являются работниками подведомственного Федеральной службе по аккредитации учреждения, или не взаимодействуют с ним в соответствии с частью 8 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Если перевести это на «человеческий» язык, то получается, что все эксперты по аккредитации, работающие в частных экспертных организациях или взаимодействующие с ними, а это порядка 800 специалистов по всей стране, не могут в силу установленных Приказом № 229 ограничений участвовать в процедурах аккредитации, и тем самым зарабатывать себе на существование.
Установленные Минэкономразвития ограничения в пользу экспертов по аккредитации ФАУ «НИА» обосновывается «благими» намерениями, а именно сложной эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также отсутствием у экспертного сообщества материально-технических ресурсов для проведения видеоконференций (видимо по мнению «рачительных» господ из Минэкономразвития и Федеральной службы по аккредитации бесплатным программным продуктом «TrueConf» и виртуальным диском Яндекс.диск могут пользоваться только эксперты ФАУ «НИА»).
Следует отметить, что Федеральная антимонопольная служба России, в ответ на многочисленные обращения представителей экспертного сообщества, согласилась с выводом о противоречии Приказа № 229 положениям антимонопольного законодательства, даже направило в адрес Минэкономразвития России письмо с требованием о необходимости внесения изменений в Приказ № 229, предусматривающих исключение требований, которые могут привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов на рынке работ в области аккредитации (примечание, письмо ФАС имеется в редакции).
Но при этом, в письме указывалось, что предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, не выдавалось с учетом установленного Приказом № 229 срока, касающегося отбора экспертов по аккредитации (2020 год). То есть Федеральная антимонопольная служба была бы рада «броситься на амбразуру» в защиту прав представителей экспертного сообщества, не попавших в число «счастливых» обладателей в качестве работодателя ФАУ «НИА», но в связи с истечением срока, на который вводился порядок в соответствии с Приказом № 229, посчитала целесообразным воздержаться.
Но в конечном итоге, «воздержанность» одних, вылилась в «ограниченность» других – в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.05.2021 № 264, автором и инициатором принятия которого все также выступила Федеральная служба по аккредитации, были внесены изменения в Приказ № 229, согласно которым срок действия положений, противоречащих антимонопольному законодательству, был продлен до 31 декабря 2021 года.
 

© 2021 mlpj.ru. All Rights Reserved "Современная лабораторная практика" Журнал издается с 2008 года.

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-32247 от 09.06.2008г ISSN 2072-3199

Телефон +7 (916) 229 - 03 - 11; E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Разработка сайта: Веб-студия «Эллипс»